Методика раннего интеллектуального развития
профессора Леонида Яковлевича Береславского родилась из родительского
эксперимента. Став отцом, Леонид Яковлевич, талантливый физик, автор 110
изобретений в области прикладной физики твердого тела, понял, что хочет научить
своих детей всему, что знает сам. Чтобы они выросли успешными и счастливыми
людьми.
Этажи и окошки
Но как учить малышей? В поисках ответа на этот
вопрос Береславский подробно изучал не только опыт семей, воспитавших
интеллектуальных гениев, но и последние достижения в области нейропсихологии.
Тогда чуть ли не переворотом в психологии стала теория, первые годы в жизни
малыша – самые важные для его дальнейшего развития. Ученые открыли, что мозг
младенца способен перерабатывать огромные объемы информации: вот почему все
дети обладают уникальными способностями. Не будучи вовремя востребованными, эти
способности с возрастом могут быть утрачены. Самые известные современные
психологические школы Франции, Японии России придерживаются теперь этой точки
зрения.
Каждый ребенок в своем развитии проходит через
определенные «возрастные этажи», или «окна обучения», открывающиеся на
некоторое время в раннем детстве. И то, что в 2 – 3 года познается легко и
непринужденно, в старшем возрасте вызывает немалые трудности. Отсюда известное
многим родителям и педагогам нежелание детей учиться, проблемы в усвоении
учебного материала, конфликты со взрослыми и ровесниками.
В каком же возрасте
какие «окошки» открываются? В 1,5
– 2 года приоритетным является развитие мелкой моторики, зрительной памяти,
внимания. Береславский разработал целый блок упражнений для самых маленьких. Детишки играют с
предметами разной величины, формы, фактуры, находят одинаковые предметы, учатся
различать цвета и т.д. После 2 лет
открывается «окно» для формирования некоторых простейших логических операций.
«Окошко» для формирования навыка классификации приоткрывается в мозгу малыша в 3,5 года. А вот логический прием
«упорядоченность действий» лучше начинать изучать с 4 лет.
Развиваем логику у детей
Игры с малышом
должны приносить радость. Не стоит «учиться» дольше пяти минут
Леонид Яковлевич Береславский разработал множество
развивающих упражнений для самых
маленьких. Увлекательные игры-задания направлены на развитие памяти,
логического мышления, пространственных представлений, речи, воображения,
творческих способностей.
В играх ребенок реализует свой умственный и
физический потенциал, приобретает самостоятельность, учиться самоконтролю.
2 – 3 года
Быстрый пальчик
Упражнение
направлено на развитие мелкой моторики.
На плотной бумаге нарисуйте две одинаковые прямые
дорожки, длинной 15 – 20 см, шириной 2
– 3 см. В конце каждой дорожки положите кубик. Взрослый показывает, как по
дорожкам скользят пальцы (по правой дорожке – правый палец, по левой – левый
палец), а затем предлагает малышу дойти до кубика своим указательным пальчиком.
Чаще хвалите ребенка, превратите задание в игру:
«Раньше пришел правый пальчик! Давай его погладим!», «Левый пальчик расстроен,
он тоже хочет дойти левым до кубика», «А вот оба пальчика дошли до конца
дорожки! Молодцы! Похлопаем в ладошки!»
Когда малыш уже освоит прямые дорожки, можно
нарисовать извилистые, постепенно увеличивая их кривизну. Пусть тренируется!
«Делай,
как я!»
Главная цель
игры – развитие координации движений.
На полу с помощью двух лент выкладывается «дорога».
Взрослый кладет кубик на внешнюю сторону кисти и медленно проходит, стараясь не
уронить лежащий на его руке предмет на
пол. Затем он обращается к ребенку: «Делай, как я! Перенеси другой кубик».
Если малыш
легко справляется с заданием, дайте ему маленький мячик. Его удержать на
руке труднее. Или изменить расположение лент, чтобы дорожка была не прямой а с
поворотом.
З –
4 года
«Что
ч задумала?»
Упражнение
прекрасно развивает наблюдательность, воображение.
Предложите ребенку отгадать то, что вы задумали.
Например, взрослый жестами показывает, как он играет в мяч, пьет чай, режет
хлеб… Пусть и карапуз загадает вам что-нибудь. Он ведь прекрасно знает, как
копать лопатой песок, есть, пить, надевать рубашечку, рисовать, мыть руки,
строить башню и еще многое-многое другое.
Таким образом, взрослый и ребенок загадывают друг
другу по 3 – 6 разных действий.
Игра должна быть веселой, эмоциональной.
Озорные
снежинки
Благодаря этому
заданию вы познакомите малыша с понятием «одинаковые». Игра способствует
развитию логического мышления.
Родители вырезают снежинки из бумаги. Для начала –
только два вида снежинок, потом – больше.
Расскажите карапузу что пришла зима, подул ветер, и
снежинки разлетелись (дуйте вместе с малышом, чтобы снежинки полетели по
комнате).
Покажите одну снежинку, а затем попросите ребенка
найти такие же и сложите из них дорожки.
Предложите малышу сделать дорожку из других похожих
снежинок.
Помогите ему, хвалите: «Какой ты молодец, какая
чудесная дорожка!»
Веселые
монетки
Цель этой игры –
знакомство малышей с цветом.
Из цветного картона или бумаги вырежьте кружочки
разного цвета и положите их в коробку.
Скажите ребенку: «Мишка и Зайка собрались в магазин
за игрушками и им надо дать монетки: Зайке – красные, а Мишке – зеленые. Но
монеты в коробке перемешались. Помоги отыскать нужные монетки!»