Одни утверждают, что домашние
животные и дети, особенно грудные, несовместимы, и приводят в пример случаи
заболевания токсоплазмозом, лишаем, глистами и другими неприятностями животного
происхождения. Другие указывают на то, что взросление рядом с пушистым членом
семьи идет на пользу формированию детской личности: учит заботиться о близких,
прививает чувство порядочности и ответственности.
Однозначного ответа на вопрос о совместимости детей
и домашних животных так и не найдено, поскольку сторонников достаточно и той и
у другой точки зрения. Есть ли смысл спорить, доказывая свою точку зрения? Вряд
ли. Но вот в чем действительно есть смысл, так это в приложении максимума
усилий для обеспечения гармоничного сосуществования и животным, и детям на
одной территории. Тем более, что вряд ли кто-то станет возражать против того
факта, что человек изначально был создан частью многообразного животного мира –
явно, не для того, чтобы со временем полностью от него изолироваться.
Прежде всего, нужно понимать, что животное в любом
случае вы заводите не только ребенку, а в том числе и себе, и что если ребенок
еще мал, большая часть забот и обязанностей по уходу за животным ляжет на ваши
плечи. Поэтому спросите себя, готовы ли вы сами завести дома животное,
требующее много внимания, времени для ухода и общения, а также денежных затрат,
готовы ли к этому все члены вашей семьи. Ведь животное фактически станет ее
новым членом.
Если вы не готовы к тому, чтобы содержать
животное, лучше его не заводить вовсе. Иначе, когда вы поймете, что вам
придется расстаться с ним, это может стать большой трагедией как для самого
животного, так и для ребенка.
Роль животных в своей жизни дети оценивают очень
реалистично. Так, например ни один ребёнок не ожидал помощи от своего животного
в случае болезни. Но при этом в первую очередь собака была названа наиболее
излюбленным собеседником, дающим утешение в горе или хранителем тайны. В общем,
по словам детей их отношение к животным обуславливалось привязанностью,
доверием и отсутствием конфликтов.
Многие противники животных могут возразить: иной
малыш не только не научится любви и состраданию, но измучит самого котенка или
щенка. Во-первых, измучить зверька не так-то просто — даже маленький котенок
способен постоять за себя или, в крайнем случае, просто спрятаться. А
во-вторых, все зависит от отношения к животному взрослых — малыш будет
копировать их поведение. Если родители принимают щенка или котенка как нового
члена семьи, то для ребенка он станет другом, если же животное существует как
предмет интерьера, то и ребенок быстро научится равнодушию и жестокости по
отношению к любому живому существу.
Влияние животных на полноценное развитие личности
ребенка.
* Животные являются источником первых знаний о
природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия,
отмечает различия, познает его поведение.
* Животные являются источником развития сенсорики.
Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок
непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет,
запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т.д.
* Животные являются источником развития
логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть
связи и зависимости: киса мяукает у миски - голодная, затаилась - охотится.
* Животные - источник для различных видов
деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т.д. В результате
формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
* Источник первых переживаний и радости. Ребенок
испытывает положительные эмоции в общении с животным.
* В процессе общения у ребенка развиваются чувства
прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.
* В процессе деятельности ребенок учится проявлять
бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в
цельм. Таким образом у ребенка формируется основы экологической культуры,
которая является составной частью духовной культуры.
|