«Ябеда-корябеда!»… Вряд ли найдется
человек, который ни разу в жизни не слышал бы этой дразнилки, летящей
кому-нибудь вслед. «Ябедничать нехорошо!», -- внушали нам мамы, бабушки, воспитатели.
Но вот мы выросли и теперь сами учим этому своих малышей. Но всегда ли мы
правы? Ведь, запрещая «ябедничать», мы боремся только со следствием, а не
причиной.
С 3 лет ребенок вступает в дошкольный возраст. На
первый план выступает ее величество Игра, причем игра совместная, требующая
умения общаться с другими детьми. Наступает «социальный» период развития.
Период великих «почемучек» вступает в свои права: ребенок хочет, чтобы ему
объяснили «как», «что» и «почему». Он видит разные образцы поведения от мамы,
папы, бабушки, воспитательницы, и пробует их применять. И ему так важно
получить объяснения от взрослого о том, «что такое хорошо и что такое плохо»!
Родителям, чьи дети находятся в возрасте 3-5 лет
нужно понимать, что ребенок, сообщая вам о чем-то или о ком-то, зачастую не
преследует никаких «низких» целей. Он просто делится информацией! Ведь в семье
вы тоже рассказываете своему мужу, что «натворил» ребенок или что опять сказала
вам свекровь. Если кто-то скажет, что вы ябедничаете, то вы возмутитесь: нет, я
просто делюсь впечатлениями, эмоциями, фактами! Ребенок наблюдает это и не
видит в жалобах ничего предосудительного. Ему тоже необходимо поделиться и
впечатлениями, и эмоциями, и фактами. А ваша задача – обсудить с ним, правильно
или нет вели себя другие дети, он сам, и как лучше вести себя в следующий раз.
Будет еще лучше, если вы инсценируете рассказываемые малышом ситуации с помощью
игрушек.
«Моя Лера ходит в садик уже второй год, и я стала
замечать вот какую странность. По дороге домой дочка мне рассказывает, как
воспитательница ругала мальчишек и даже поставила их в угол. Как Борька у нее
куклу отнимал, как Катя назвала ее «черепахой»… Сколько идет, столько
рассказывает, что «не так» сделали другие! Мне это неприятно, не хочу, чтобы дочка
выросла ябедой», - рассказывает Наталья, мама четырехлетней Лерочки.
Ябедничество ли это? Скорее всего – нет. Кажущийся
парадокс в поведении ребенка, не достигшего 5 лет, заключается в том, что он
может реалистично оценить только чужое поведение. Это тот самый период, когда
«в чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь», но именно так
развивается психика. Это необходимый этап, чтобы затем научиться оценивать и
свои поступки, но это происходит позже, в 5-7 лет. Именно поэтому Лера рассказывает
о чужих проступках. Ей важно, что думает мама по этому поводу. Именно через
мнение мамы Лерочка изучает социальные нормы общения и учится оценивать также и
свое поведение.
Что будет, если мама прервет дочку категоричным
«не жалуйся» и «не ябедничай»? Девочка, получив несколько раз такую реакцию,
замкнется в себе и не станет рассказывать маме о жизни в саду. Она не получит
ответы на волнующие ее вопросы, ее «информационный голод» не будет
удовлетворен. Хорошо, если рядом окажутся понимающая и готовая поговорить
бабушка, тетя или воспитательница. А если нет? Да, сиюминутная проблема решена:
девочка перестанет «ябедничать», но отдаленная перспектива совсем не радужная:
отсутствие доверительных отношений с мамой, проблемы в общении со сверстниками,
о которых не с кем посоветоваться.
С 3 до 5 лет продолжается период «проб и ошибок»,
и очень важно, что рядом с ребенком были понимающие родители, готовые
поговорить с малышом и помочь ему.
|