После полутора, ближе к двум годам, в речевом развитии ребенка намечается "прорыв". Словарный запас пополняется все активней. Многих родителей волнует вопрос: " Достаточно ли много слов знает мой малыш?". Им часто кажется, что соседские детки говорят больше и четче, чем свой. Однако, в большинстве случаев волноваться не стоит. Считается нормой, если ребенок в возрасте двух лет обладает словарным запасом от 20 до 600 слов. Существенное значение имеет не количество слов употребляемых малышом, а умение ребенка извлечь даже из их небольшого количества максимальную пользу - объяснить окружающим свои желания, вступить в контакт.
- Что я вижу на нашей кухне !? Он большой, белый, прямоугольный, стоит в углу, (если пока ребенок не может угадать, что это продолжайте описание) у него есть дверца, внутри у него холодно, там хранится еда. На этой стадии малыш наверняка догадается, что это холодильник. Вы можете описывать любые предметы интерьера, игрушки, машины, деревья, качели… В эту игру очень хорошо играть во время прогулки. Когда малыш достаточно освоится , предложите ему ведущую роль. Пусть теперь вопросы задает он.
Это вариант предыдущей игры. Но рассчитанный на более старших детей. В нее можно играть и на прогулке и дома .Выберете какой-нибудь хорошо известный ребенку предмет и начинайте его описывать. Для начала лучше выбирать предметы покрупнее. Например:
Игра «Что я вижу?».
Через некоторое время попробуйте поменяться с ребенком ролями. Теперь пусть он дает вам поручения.
- Попрыгай как зайка…
- Дай красный мяч.
- Принеси большую куклу.
Постепенно усложняйте игру, добавляя в свою речь прилагательные и расширяя предложения.
-Встань! И поднимаетесь, иллюстрируя свое действие. Когда ребенок уловит суть игры, объясните, что теперь вы будете только говорить, а показывать не будете. Продолжайте давать задания, но сами оставайтесь неподвижны. Просите ребенка поднять руку, ногу, побегать, попрыгать, похлопать, покрутиться, включить или выключить свет.
-Сядь! , и сами присаживаетесь на корточки. Малыш должен делать вместе с вами. Затем вы командуете.
На самом деле внимательно слушать значительно тяжелее, чем много говорить, даже многие взрослые не вполне владеют этим искусством. А, между тем оно дает человеку много преимуществ в жизни: во-первых через слуховой канал к нам приходит огромное количество важной информации и тот кто способен эффективно ее воспринимать оказывается в выигрышных условиях; во-вторых доказано, что люди подсознательно стремятся к общению с теми, в ком они замечают внимательных слушателей, проникаются к таким людям симпатией и доверием. Игра начинается с того, что вы просите ребенка выполнить простое задание, например говорите
Эта игра направлена на тренировку соотнесения между словом, которое ребенок слышит и действием, которое это слово обозначает. Она учит детей слуховому сосредоточению.
Игра «Сделай так, как я прошу».
К полутора годам дети уже могут связать два слова вместе, чтобы выразить свою мысль. Они пока часто используют облегченные слова: куп-куп, топ-топ, бай... Но сама по себе попытка связывать слова в предложения является значительным прогрессом. Все активней малыши начинают использовать в своей речи прилагательные. Теперь они могут не только обозначить предмет или действие, но и дать его характеристику: мяч большой, каша горячая... Именно на эти моменты сейчас стоит обратить особенное внимание.
|