Многие думают, что развитие требует особой ограничивающей среды (чтобы ребенок не отвлекался: как в школе) специально подготовительных взрослых, учебных занятий. но это не так. Развитие речи ребенка происходит постоянно, в течении всего дня.
Необходимо постоянно вступать в диалог с ребенком, а не вынуждать его выслушивать назидательные монологи. В процессе развития диалог предшествует монологу – так и должно быть в жизни каждого ребенка. Не воспринимать только то, что ему говорят, не внимать нам, умным и развитым, он хочет – а хочет общаться, хочет, чтобы его тоже слушали, реагировали на его слова и эмоции, которыми эти слова заряжены, хочет что-то значить для других людей. Влиять на них посредством речи – да, да! Мы не развиваем детей – это как раз невозможно, а развиваемся вместе с ним. И если мы не растем – то не вырастут духовно и они.
Еще одно обычное заблуждение: важно, чтобы ребенок всегда слышал только «правильную» речь. Всем известно, что дети говорят неправильно, однако именно таким образом они и осваивают нормы языка. В этом смысле, чтобы способствовать наиболее успешному развитию речи наших детей, нужно, как это не странно, учиться у детей говорить так, как это свойственно им – с нашей точки зрения «неправильно», - а не с упорством, достойным лучшего применения, заставлять и себя, и их говорить всегда «правильно».
Взрослые часто убеждены: что с ребенком нужно общаться на его уровне. На самом деле с ребенком нужно научиться говорить так, чтобы ему было кое-что понятно и – главное! – интересно вас слушать, в то же время, не боясь употреблять заведомо непонятные пока для малыша слова, фразы, синтаксические конструкции. Даже маленького ребенка следует поднимать до своего уровня развития речи.
Ребенок, который весь день активен, видит множество предметов, животных и людей, имеет возможность их трогать, принимает участие во множестве событий, не только лучше развивается, но и неизбежно обгонит своего малоактивного и лишенного разнообразных впечатлений сверстника именно в развитии речи. Для ребенка важно получать информацию извне и проявлять личную активность.
Один ребенок весь день с людьми, причем разными: и сверстниками, и детьми постарше, и взрослыми, - он слышит вокруг себя разнообразную речь, не всегда к нему обращенную и не всегда понятную. Другой постоянно находится с одним-двумя людьми, которые за ним присматривают и разговаривают мало. Нетрудно догадаться, какой ребенок будет лучше говорить. Важно, чтобы ребенок постоянно слышал вокруг себя разнообразную речь.
Многие убеждены: все дело во врожденных способностях. Да, они большое значение. Но далеко не решающее. Главную роль играет обогащающая (или не обогащающая) среда.
|